рецензия на фильм
Фатальная ошибка
Я ощутил напряжение уже с первых кадров фильма. Причиной тому послужило, как мне кажется, очень точное и грамотное использование эпизода наложения макияжа. Интимный процесс, где девушка остается наедине с собой и своими мыслями. Именно мысли, которые по существующему клише, должны дарить радость героине по поводу предстоящего события (как правило, это свидание), здесь отнюдь, не радужные. Девушка напряжена, она переживает, и кажется, она даже боится того, что ее ждет. Медленный и даже, тягостный ритм кадров добавляет желания заглянуть к ней в душу и осознать причину тревоги. Но время идет, вот она уже готова и как последний штрих надевается обручальное кольцо. Все. Дальше тянуть невозможно. Врываются кадры военных действий, которые на некоторое время приводят с мысли о том, что переживания Кейт связаны с прошлыми событиями.
Профессия репортер
Здесь она проявляет себя как настоящий профессионал. Ее напарник, тоже фотограф и притом, мужчина, ее муж (!), в обстановке всеобщего ужаса прячется за разбитой машиной и ей предлагает сделать то же самое.
Она же не теряя самообладания собирает камеру и идет “в бой”. Она снимает все. Вот в кадре промелькнула девочка. Профессиональное чутье подсказывает ей, что надо следовать за ней. А муж, сказав пару слов о том, что надо бежать, так и поступил, позволив Кейт, идти в самое пекло. В кадр же попадает и вооруженный мужчина. Во время съемки сильно ограничен обзор- лишь маленький квадратик жизни, все остальное в черном тумане. Несмотря на это, Кейт не отводит камеру от лица и снимает,
снимает… Следя за девочкой, она случайно заполучила получила шикарный кадр испуганного парня с автоматом, а мы поняли, что малютка бежит прямо к нему. Когда Кейт опустила камеру, на ее лице оскал. Она на охоте. На доброй охоте! Профессиональный раж не позволит ей сдвинуться с этого места. Она в гуще событий! А события стремительно развиваются! Вот они столкнулись, вот началась борьба за какой-то грязный мешок, не понятно с чем…
В одном из кадров девочка смотрит на Кейт и молит о помощи. Та опускает камеру. Она человек. Она женщина. Она мать. Пару секунд на решение и… Кейт закрывает лицо фотоаппаратом. Объектив снова единственный свидетель надвигающейся беды. Кейт Голд раздается в зале для героини как выстрел. Это произошло. Она получила премию за фото… убитой девочки.
О чем же фильм?
Если говорить об основной мысли, то я бы хотел не согласиться с довольно распространенным мнением в сети о том, что фильм рассказывает о моральном выборе для Кейт. Да, ситуация девочки и автоматчика ключевая. Да, здесь основной внутренний конфликт героини. Да, она принимает решение, о котором жалеет и будет жалеть всю жизнь. Но я вижу другую идею фильма. Идею того, что на войне все жертвы. Объясню свою позицию. В Интернете можно часто прочитать о фильме:
Сотая доля секунды не достаточно для того, чтобы объекты в
кадре не были не смазанными, но порой, достаточно, для того, чтобы
спасти чью-то жизнь.
Для меня название фильма говорит о времени, в течении которого щелкает затвор и камера на всегда запечатлевает это мгновение. И этого же времени достаточно для того, чтобы пуля после спуска крючка достигла своей цели и навсегда оборвала жизнь ребенку. Не даром же в начале с названием фильма раздается щелчок и появляется вспышка.
Самое страшное мы не видели. Ведь Кейт сфотографировала девочку уже после случившегося. У нее хватило самообладания подойти и сделать этот снимок. Кадр выставлен. Композиция, где фрукты, или что там еще высыпалось из мешка, на переднем плане. Она как бы выставляет напоказ, то, что послужило причиной смерти ребенка. И может, успокаивает себя: это не я.
Вернусь к идее. Почему все жертвы. С девочкой все ясно. Она не хотела отдавать мешок, потому что там вкусное или сладкое, и не вполне осознавала последствия, так как еще ребенок. Почему парень с автоматом? Убить маленькую девочку за фрукты, которые, как оказалось в конце ему даже не нужны. Это явный продукт изуродованной войной и лишениями,
психики. Когда системы ценностей перемалываются под воздействием постоянного напряжения и страха за свою жизнь. Ну а Кейт, какая же она жертва, спросите вы. Все очень просто. Она военный корреспондент. Это еехлеб. Она ПРИВЫКЛА, к крови и к насилию. Для нее чем больше крови и страха в кадре, тем ценнее снимок. Я уже не говорю о том, что принцип военного корреспондента не вмешиваться и оставаться лишь сторонним наблюдателем. В те секунды, когда она принимала решение, она прекрасно понимала, что прощается с девочкой, и даже, подсознательно ждала, еще большей драматизации, а еще лучше, трагизма ситуации. Хищник в ее душе ждал крови.Он вытеснил все человеческое, что могло мешать ее работе. И только когда она вернулась домой, в тепле и безопасности, она стала осознавать себя как хладнокровного монстра. Она поняла, как незначительна эта победа, по сравнению с той, какую она могла бы одержать, если бы спасла девочку. И отсюда этот страх, что ее “творение”высоко оценят, тем самым поставят штамп: “Ты все сделала правильно”.